Кузьмоловское городское поселение
Важная информация
14 февраля 2023
На протяжении многих лет кузьмоловская школа искусств ассоциировалась с именем Ирины Леонидовны Ганкевич, посвятившей школе более полувека. Одна из основательниц учреждения, она успешно руководила его деятельностью в течение 25 лет. Но время проходит, и даже людей, которые нам очень дороги, нужно отпускать: летом 2022 года Ирину Леонидовну с почестями проводили на заслуженный отдых. Сколько жизненных сил, времени и любви было вложено ею в развитие учреждения! Естественно, она не могла оставить своё детище без достойного преемника.
Пресс-служба администрации Кузьмоловского поселения побеседовала с Анной Александровной Булатовой, вступившей в должность директора Кузьмоловской детской школы искусств после Ирины Ганкевич.
– Анна Александровна, как получилось, что именно Вас назначили директором после ухода Ирины Леонидовны?
– Мои бабушки, дедушки, родители – все кузьмоловчане. Мама с папой познакомились в школе, учились в одном классе и впоследствии поженились. Мама поступила в педагогический институт им. А.И. Герцена и стала вожатой в Кузьмоловской школе. Её взял на работу бывший тогда директором Вячеслав Фёдорович Полянский. Проработала она совсем немного: папа выбрал профессию военного, и его по распределению отправили в Байконур. Там я и родилась, а когда мне было 12 лет, наша семья вернулась в Кузьмоловский.
Я с детства занималась музыкой, поэтому сразу после переезда поступила в местную музыкальную школу и попала в класс к Ирине Леонидовне. У неё же я выпустилась и защитила дорогой сердцу красный диплом. Дальше была учеба в институте культуры и искусств по специальности дирижёра академического хора. Однажды я зашла к ней просто рассказать о жизни, спросить, как идут дела, а она вместе со своим заместителем Валентиной Михайловной сразу взяла меня в оборот. Оказалось, ансамбль «Крещендо» только-только перешёл из детского во взрослый, срочно требовался преподаватель. Мне было всего 17 лет. С тех пор Кузьмоловская школа искусств стала моим единственным и неповторимым местом работы. Конечно, были недолгие перерывы: по иронии судьбы в мужья я тоже выбрала военного, мы с ним успели недолго пожить в Байконуре, после чего он ушёл на гражданскую службу.
Между тем, школа росла, открывались новые отделения, и нужен был руководитель на все посёлки: кто-то молодой, активный и на «ты» с компьютером. Примерно в 2007 году, когда мы с мужем вернулись из Казахстана, меня назначили на должность заместителя директора. Я успешно совмещала работу с учебой – по президентской программе переподготовки управленческих кадров закончила Высшую школу экономики.
Для коллектива школы уход Ирины Леонидовны всегда казался чем-то совсем не скорым, поэтому для нас стало шоком, когда после празднования её юбилея мы узнали о смене руководства. В последние годы Ирина Леонидовна часто говорила, что хочет всесторонне подготовить будущего директора, рассказывала и объясняла мне все тонкости и подводные камни руководства школой. Наверное, поэтому выбор районного комитета культуры и пал на меня.
– Получается, она сама Вас вырастила, подготовила к должности и рекомендовала?
– Я не думаю, что это было изначально запланировано, просто так сложилось, ведь как никак, а я работаю здесь уже больше 20 лет. Для меня стены школы как родные – и я всех знаю, и меня все знают.
Кстати, Ирина Леонидовна и сейчас с нами: она работает, а иногда просто заходит ко мне с мудрым советом, ведь у неё такой громадный опыт. Я и сама частенько звоню ей. Вот буквально на днях она приходила, обо всём меня расспросила, своё мнение выразила, подсказала, как решать те или иные проблемы. По её примеру я тоже оставила себе педагогическую нагрузку – преподаю в одном из наших отделений в Буграх, чтобы быть в тонусе. Я понимаю, что как прежде уже не будет: другой человек, новая метла метёт по-новому, но мы с ней всегда остаемся на связи.
– Радует, что дело Ирины Леонидовны будет продолжено.
– У нас много преподавателей из Западного Мурино, куда они переехали из самых разных уголков России и СНГ. И знаете, кто ни устраивается на работу в школу, в один голос говорят: нигде лучше места нет, здесь так душевно, как дома. Мы стараемся обо всех подумать, никого не забыть, каждому уделить толику внимания. Задача номер один – сохранить это восприятие, сделать его традицией. Ведь в первую очередь важен комфорт, как для учеников, так и для преподавателей.
– Жизнь не стоит на месте. Какие принципиальные новшества ждут школу?
– Я бы не назвала эти изменения принципиальными или кардинальными, но хочется мотивировать сотрудников на более обширное использование современных технологий. Любые инновации требуют выделения бюджетных средств, которых никогда не бывает достаточно, но при этом мы стараемся любые свободные финансы пустить на оснащение школы. Недавно, например, закупили великолепные программы для сольфеджио и электронные пособия по музыкальной литературе. Это лицензионное программное обеспечение, устанавливается только на один ноутбук и не копируется на другие носители. Пришлось потратить немало средств на их приобретение, но ученикам это безумно интересно, так как интерактив вообще хорошо вовлекает детей в процесс занятий музыкой.
В Лесколово у нас установлена шикарная интерактивная доска. Ребенок может даже во время болезни не выпадать из процесса обучения: он дистанционно подключается из дома, слушает и выполняет задания с помощью микрофона и динамиков. В других отделениях такого пока нет, но тема актуальная, и скоро мы всё равно придём к этому. А перед этим проведем стабильный и быстрый интернет во все здания.
– Вы часто бываете в других отделениях школы?
– У нас два здания в Кузьмоловском на Школьной улице, три отделения в Новом Девяткино, Мурино и Буграх, а также Лесколовское структурное подразделение, у которого свой руководитель – Людмила Алексеевна Ведункина. И хоть у меня есть заместитель, осуществляющий контроль работы филиалов, в каждом из которых назначен курирующий старший преподаватель, ездить всё равно приходится часто. А раз в четверть все собираются на педагогический совет здесь, в Кузьмоловском.
Несмотря на число отделений, помещений нам не хватает катастрофически. Когда началось строительство в Западном Мурино, мы с Ириной Леонидовной просили выделить большое помещение под филиал школы, но все наши усилия оказались тщетными. Нам предлагали совсем не подходящие под нашу специфику помещения – то на третьем этаже, то рядом с пищеблоком или в многоквартирном доме. А размещение в жилом доме – это мучение и для жителей, и для школы. Мы это уже проходили в Буграх: из-за плохой звукоизоляции и жалоб жильцов близлежащих квартир отделению пришлось съехать и лишь чудом, а также благодаря поддержке родителей учеников повезло попасть на первый этаж культурно-досугового центра.
Из-за плотной застройки в Мурино, Буграх, Новом Девяткино дети вынуждены разрываться в 2-3 смены, им очень тяжело. Количество программ, предметов и часов растёт, а места больше не становится, многие вынуждены возить детей в Кузьмолово. В этом году, навскидку, у нас было 50 бюджетных мест, а заявления на поступление подали около 280 человек!
– Получается, из-за роста населения конкурс на поступление в школу искусств немаленький?
– Бюджетное учреждение работает по муниципальному заданию, у нас финансирование на 635 учеников. Поэтому конкурсы на поступление – это уже привычная практика, тем более школа большая. Мы стараемся сделать процесс прохождения конкурса удобным: родители заполняют электронную форму, потом приходят с документами сразу на прослушивание. Из-за роста количества детей у школы есть возможность отбора кандидатов с наибольшим количеством баллов.
Многие родители согласны и на платное обучение, но нагрузка преподавателей не всегда позволяет это осуществить. Опять же, при наличии дополнительных помещений мы смогли бы значительно увеличить количество учеников на платной основе. В этом году открылось замечательное платное художественное отделение в Буграх, там восхитительный руководитель. К ней даже наши преподаватели ходят рисовать, я очень её рекомендую. Много посещает также детей школьного возраста, а вот для маленьких пока таких занятий нет. Хотелось бы в дополнение к раннему эстетическому развитию охватить и этот возраст, 4-6 лет. Будем работать над движением в этом направлении. При этом существование платных отделений для школы важно: именно из этих отчислений мы расширяем материально-техническую базу учреждения.
Кузьмоловские депутаты, одновременно являющиеся депутатами Всеволожского района, нас тоже не обделяют вниманием: как раз за счет распределения депутатского фонда у нас несколько лет назад появился шикарный рояль.
– Расскажите нам о достижениях школы и воспитанников.
– Если говорить о взрослых выпускниках, то вот совсем недавно заместителем директора по методической работе стала моя выпускница. Она совсем молодая девушка, но охватывает огромный фронт работ: собирает всю информацию, компонует её в помощь преподавателям, занимается концертной и методической деятельностью, координирует работу отделений. У нас официально методиста нет, поэтому каждый сотрудник выполняет самые разные обязанности.
Мы обновили сайт и группу ВКонтакте, теперь информация аккумулируется на двух площадках, связанных между собой. Сайт переехал на современную платформу, стал красивым и понятным. Социальные сети тоже стараемся вести в едином стиле, чтобы удобно было посетителям. Родители не раз говорили, что сфера рекламы и пиара школы хромает, и мы делаем всё, чтоб это исправить. До определенного времени нам не давали добро на продвижение, а теперь приходится семимильными шагами догонять, так как без интернета и соцсетей сейчас никуда. Про привычные способы коммуникации тоже не забываем: летом обновили все информационные стенды.
Наша гордость – это большой концертный зал. Мы хотели сделать официальное открытие, но там не хватает кулис и задника, выглядит немного пустовато. Идеей реновации зала я загорелась после прошлогоднего отчетного концерта школы в Доме культуры. Свет и звук привели меня в неописуемый восторг. Я поделилась своими впечатлениями с Ириной Леонидовной, и после этого обновить свет стало нашей идеей «фикс». Звук в зале был и раньше хорошим, стал таким и свет: всё по последнему слову техники, управляется через компьютер. А убранство зала, стулья, рояль – это задумка Ирины Леонидовны. Она всё подобрала, а я всего лишь воплотила в жизнь. В итоге получился небольшой камерный зал с особой атмосферой царских гостиных. Как сделаем одежду сцены, обязательно пригласим на торжественное открытие.
– А что насчёт выездных мероприятий? Знают ли школу за пределами Кузьмоловского поселения?
– Лидер по гастрольной деятельности – это детский оркестр под руководством преподавателя Марии Юрьевны. Они уже побывали в Суздале, Мурманске, Москве. В столице оркестр выступал на фестивале в парке Зарядье, потом ребята ездили на экскурсию. Дети были просто в восторге, так вдохновились поездкой, что посещаемость оркестра выросла до 100%!
Во Всеволожском районе коллективы много где выступают, в День Победы нас приглашали во Всеволожск, на дне Кузьмоловского поселения жители тоже могли видеть наших учеников. В 2021 году был большой отчетный концерт в честь 50-летнего юбилея школы. А так большую часть времени занимают разнообразные конкурсы – дистанционные, областные, районные во Всеволожской школе им. Глинки, где наши воспитанники неизменно занимают призовые места.
Мы идём навстречу образовательным и культурным учреждениям, ведь для всестороннего развития ребёнка музыкальная составляющая просто необходима. Не у всех родителей есть возможность детей возить в школу искусств, а тут готовая программа, так сказать, «на блюдечке». Раньше в Бугровской школе, в Лесколово проводили «Филармонию школьника» – очень познавательное мероприятие. А в этом году наши преподаватели создали проект сетевого взаимодействия с Кузьмоловским детским садом, в рамках которого проводятся тематические концерты и конкурсы. Причём не только наши артисты выступают в детском саду, но и воспитанники детского сада приходят в стены школы искусств. Очень жаль, что в 2022 году не получилось провести совместное мероприятие со школьным детским лагерем, а ведь ученики очень любят наших скрипачей.
– Ансамбль скрипачей вообще широко известен среди кузьмоловчан.
– Да, наши скрипачи бесподобны – это целиком и полностью заслуга Леонида Рейнгольдовича. Ансамбль выбивается из общего «классического» формата школы. Он создает минусовки и обрабатывает хиты современной музыки, что очень привлекает не только детей, но и взрослых. Ирина Леонидовна безумно любит эстраду и придерживается мнения, что классику иногда надо немного разбавлять. С удовольствием скрипачей слушают ветераны Великой Отечественной войны, а также подопечные центра социального обслуживания.
– Бывают ли дни открытых дверей в школе искусств?
– Как правило, люди сами находят нас в интернете или узнают по рекомендации друзей, поэтому приходят уже подкованными и заинтересованными. Как таковые дни открытых дверей мы не проводим, зато часто организуем мастер-классы преподавателей со свободным посещением. Для педагогов это отличная возможность представиться, рассказать о себе, о своих требованиях и методиках. Родители с удовольствием посещают подобные мероприятия, слушают, общаются. Обычно это происходит в конце учебного года, в апреле и мае.
– Какие интересные мероприятия проводятся сейчас в школе или планируются в ближайшем будущем?
– Мы реализуем потрясающий проект «Фестиваль французской музыки». Его идейные вдохновители – коллеги из Лесколово. В рамках фестиваля дети и родители знакомятся с французской классической музыкой, в рядах исполнителей –ученики и преподаватели. Играют наши педагоги просто шикарно, многие работают в университете Герцена. Проект подразумевает проведение конференций, выпуск сборников статей, изготовление памятных значков. Фестиваль придуман и взращён нашими преподавателями, он уникален. А тематика выбрана из-за большого числа юбилейных дат со дня рождения французских композиторов.
– Не задумывались о приобретении органа? Сейчас органные концерты очень популярны.
– В Новодевяткинском отделении преподаватель класса флейты сотрудничает с органисткой, они вместе выступают в церковных приходах и городских залах. Но это по личной инициативе, а не от школы. Хотя мы всегда приглашаем детей и родителей на эти концерты, ведь орган звучит просто завораживающе.
Из интересных инструментов в школе раньше имелась арфа, мы по ней очень тоскуем. Недавно оркестру требовался небольшой контрабас, мы заказали, а в итоге всё равно он оказался большим. Не каждый ребенок управится с ним из-за роста, но что поделать.
А чтобы нам в школе открывать занятия на органе, нужно расширяться, забирать у кого-то часы, контингент. Платно на орган вряд ли кто захочет поступить.
– У Вас недавно был небольшой юбилей. Какой лучший подарок на праздник?
– Это еще не считается юбилеем, а подарок, если можно это так назвать, – сделать пребывание в школе комфортным и душевным для каждого без исключения. Хочется, чтобы как дома: приходить на работу, не отвлекаться на бытовые проблемы и распри, быть «в своей тарелке». Тем более, что сейчас такое сложное время, опрометчиво строить долгосрочные планы.
Для меня самое важное достижение – это мой ребёнок. Казалось, что я совсем недавно только вышла из декретного отпуска, а дочке уже скоро исполнится шесть лет. Конечно, она ходит в школу искусств, занимается флейтой. Такая музыкальная у нас семья.
Пресс-служба администрации
МО «Кузьмоловское городское поселение»